Известный американский авиаконструктор Рутан Бёрт, которому в этом году исполнилось 68 лет, за свою долгую карьеру спроектировал 367 различных концептов летательных аппаратов, 45 из них поднялись в воздух.
Модель №27 VaiViggen
Самая первая модель самолёта Рутана Бёрта, названная так в честь шведского истребителя Saab 37 Viggen. Разработку авиаконструктор начал, когда учился в Калифорнийском политехническом университете в 1963 году. У него не было возможности проводить замеры корпуса в аэродинамической трубе, поэтому Рутан прикрепил его уменьшенную копию к крыше своего универсала и таким образом испытывал. Модель была полностью завершена в 1972 году и получилась удачной: более 600 экземпляров Рутану удалось продать.
Модель №31 VariEze
Вместо доработки своей первой конструкции, Рутан выдумал новый дизайн корпуса в 1975 году. VariEze был построен в основном из композитных материалов и его можно было легко собрать самому. Самолёт обладал отличными лётными характеристиками и мог комплектоваться реактивными двигателями.
Модель № 35 Scissor Wing
Эта модель под названием AD-1 участвовала в испытаниях NASA (в NASA было много необычных летательных аппаратов). У самолёта было крыло оригинальной формы (синтез прямого крыла и крыла под углом), которое давало преимущество при определённых режимах полёта. Испытания проводились с 1979 по 1982 годы.
Модель № 54 Quickie
Рутан хотел, чтобы этот самолёт был похож на X-Wing из Звездных Войн, и это ему отчасти удалось. Более 3000 экземпляров было продано в 1978 году.
Модель № 72 Grizzly
Большая поверхность двух крыльев позволяла самолёту взлетать с очень коротких полос. Просторная кабина легко размещала двух человек, туристам не нужно было с собой возить палатку, чтобы переночевать в дороге.
Модель 76 Voyager
Voyager сделал Рутана Бёрта по-настоящему знаменитым. Этот самолёт был построен с одной целью – максимальная топливная экономичность. В декабре 1986 года Рутан облетел вокруг Земного шара за 9 дней без остановок и дозаправок. Перед полётом его заправили тремя тоннами керосина, а приземлился он всего с 45 килограммами топлива.
Модель №77 Solitaire
Планер с выдвижным пропеллером в носовой части, построенный Рутаном для участия в конкурсе в 1980 году. Конкурс он выиграл.
Модель №115 Starship
Этот самолёт с турбовентиляторными двигателями, разработанный по просьбе авиакомпании King Air в начале 80-х. Он имел футуристичный вид и был коммерчески успешен, выполняет рейсы и по сей день.
Модель №133 ATTT
Разработана в 1986 году для DARPA (Агентство передовых оборонных исследовательских проектов США).
Модель №143 Triumph
Разработана в 1988 году. Интересно, что Honda использовала такое же расположение двигателей на своем HondaJet.
Модель №151 Ares
Прототип бюджетного легкого истребителя, оснащенного 25-мм пушкой. Самолёт получился небольшим, манёвренным, был дешёвым в обслуживании. И хотя в серийное производство он так и не пошёл, но первый построенный борт совершает полёты до сих пор.
Модель №158 Pond Racer
Идея этого самолёта была проста: поставить два мощных двигателя на небольшой планер и развить максимальную скорость. На испытаниях пара 1000-сильных турбированных двигателей производства Nissan, работающих на 60% максимальной мощности, разогнали Pond Racer до 650 км/ч. К сожалению, дальнейшие испытания прервались из-за катастрофы в 1993 году.
Модель №202 Boomerang
Это была попытка Рутана построить двухдвигательный самолёт, который мог бы продолжать полёт при выходе из строя одного двигателя. Несимметричный дизайн не понравился покупателям, хотя впридачу к безопасности, Boomerang летал быстрее и дальше аналогичных классических двухдвигательных самолётов.
Модель №233 Freewing Scorpion
Этот странный летательный аппарат построен Рутаном в партнерстве с компанией Freewing. Крылья не крепились к корпусу неподвижно, как на обычных самолётах, – они могли изменять угол наклона. Это позволяло регулировать их наклон при взлёте или посадке, улучшая управляемость самолёта.
Модель №271 V-Jet II
Самолёт, предназначенный для частных перелётов, оснащался двумя невероятно маленькими двигателями. Дебютировал в 1997 году, но в серийное производство так и не пошёл. Дальнейшая доработка концепта привела к выпуску Eclipse 500, более двухсот пятидесяти бортов которого было продано до 2008 года.
Модель №281 Proteus
Proteus может брать почти тонну полезного груза, подниматься с ним на высоту 20 000 м и продолжать полёт в течение 18 часов. Используется государственными и частными компаниями для различных целей от наблюдения за пуском ракет до создания радиосети диаметром до 100 км.
Via: Dvice.com