Space Shuttle — супервысокотехнологичный летательный аппарат, на создание которого работали лучшие умы американской науки. Два с половиной миллиона узлов и агрегатов, почти 500 км проводов. Три его двигателя мощнее двенадцати гидроэлектростанций, а давления в его газотурбинных установках достаточно, чтобы выбросить струю жидкого водорода на 60 км в атмосферу. Шаттл способен нести 11 тонн полезного груза, за свою историю он доставил на орбиту почти 600 человек.
Двадцать первого июля космическая программа Space Shuttle завершилась с возвращением на мыс Канаверал шаттла «Атлантис» из последнего полёта. Мы уже писали о том, что теперь челноки будут выставлены в музеях США. Что интересного можно рассказать о Shuttle, который тридцать лет трудился на благо человечества?
Pathfinder — так назывался седьмой челнок, который никогда не летал в космос. Он был полноразмерно выполнен из стали и дерева и предназначался для испытаний в различных условиях вместо прототипа Enterprise, чтобы не повредить его. Сейчас этот макет располагается в космическом центре в городе Хантсвилл, штат Алабама.
Shuttle стартует с космодрома во Флориде потому, что этот штат ближе всего к Экватору. Вращение Земли вокруг своей оси даёт возможность сэкономить топливо челнокам, как бы придавая дополнительное ускорение. Штат Калифорния не был выбран для этой цели потому, что челнок должен был взлетать в сторону востока и отделяемые двигатели могли упасть на голову мирным жителям (при старте из Флориды двигатели падали в океан).
Беспилотный Shuttle-C так и не был построен, хотя серьезные намерения у NASA были. Отсутствие кабины экипажа позволило бы увеличить полезную нагрузку челнока. Boeing изготовил полноразмерный макет, Shuttle должен был использовать такие же двигатели, как и пилотируемый. Но идея не получила своё развития из-за недостатка финансирования в девяностых годах.
В течение первых четырех запусков в Shuttle Columbia были установлены катапультируемые кресла, аналогичные креслам сверхзвукового самолёта-разведчика SR-71 Blackbird. Впоследствии от таких кресел отказались потому, что они были эффективны только во время взлёта и посадки, а четыре члена экипажа, которые сидели в центральной части кабины, вообще не смогли бы ими воспользоваться.
Система спасения экипажа в шаттлах все-таки была установлена, но, по заявлениям NASA, вероятность того, что кто-то выживет при нештатной ситуации, была очень невелика.
В случае отказа каких-либо важных систем при взлёте, у челнока была программа по аварийному возврату на космодром. Выполнить её можно было только через 123 секунды после старта, когда отбрасывались и сгорали в атмосфере стартовые двигатели. За пределами атмосферы Shuttle делал разворот в сторону посадочной полосы в Космическом центре Кеннеди, запускал основные двигатели и отбрасывал внешний топливный бак перед посадкой. Другой вариант был более безопасным, он предполагал продолжение полёта над Атлантикой в сторону Европы, где несколько посадочных полос всегда были наготове при запуске челноков из Флориды, США.
В начале эксплуатации шаттлов внешние топливные баки покрывали краской в цвет корпуса челнока, чтобы предохранить их от солнечных лучей и чтобы они лучше выглядели. Однако позже от окраски отказались, сэкономив при этом около 300 кг веса, именно столько весил тонкий слой краски. Позже в результате удачных изменений в конструкции баков, удалось уменьшить их вес еще почти на 7 тонн.
В каждом челноке были установлены четыре компьютера IBM AP-101S для вычисления параметров полёта и контроля систем, и пятый запасной. Каждый из них весил 30 кг, имел 1 Мб оперативной памяти, процессор 1,2 Ггц и блок питания мощностью 600 Вт. В процессе полёта все четыре компьютера одновременно производили вычисления, а затем сравнивали их между собой. Если один из них отказывал или его вычисления не совпадали с остальными, он автоматически отключался. Если отключались два или не совпадали их вычисления попарно, то случайным образом выбиралась доверенная пара и подавался сигнал о том, что пора возвращаться домой на ремонт. Если отказывали все четыре, отставался пятый, который имел совершенно другой набор программного обеспечения, разработанного абсолютно независимо от других четырёх. Эта система резервирования, к счастью, ни разу не понадобилась.
НАСА приходилось всерьёз бороться с дятлами, которые представляли огромную опасность для внешних топливных баков челнока. Запуск STS-70 был отложен на несколько недель из-за того, что птицы из семейства «золотой шилоклювый дятел» сделали более двухсот отверстий в обшивке баков. Для отпугивания дятлов применялись специальные надувные шары, кроме того 24 часа в сутки 7 дней в неделю персонал стартового комплекса следил за тем, чтобы птицы не появились на площадке. Летучие мыши тоже иногда мешали полётам челноков.
Endeavour был построен из запасных частей от других челноков. После катастрофы Challenger в 1983 году встал вопрос о строительстве нового шаттла. В 1987 году корпорация Rockwell International предложила построить два новых челнока по цене одного или доукомплектовать Enterprise до рабочего состояния. В итоге выбрали самый простой и дешёвый способ — использовать запасные части, которые остались после Challenger, Discovery и Atlantis.
Советский Союз использовал лазерную установку Терра-3, расположенную в Казахстане, для того, чтобы вывести из строя оптические сенсоры шаттла Challenger. Лазер был построен для противодействия разведывательным спутникам и баллистическим ракетам. Советские военные опасались того, что шаттлы используются для слежения за территорией СССР. В октябре 1984 года установка сделала предупредительный выстрел лазером по пролетающему над ней Челленджеру, частично выведя из строя оптику и напугав экипаж. США выразили дипломатический протест. На фото изображение Терра-3.
Шаттлу Enterprise сначала хотели дать название Constitution, но фанаты Star Trek написали коллективное обращение к президенту США с просьбой назвать челнок в честь звездолёта из сериала. Руководство NASA было категорически против, но президент Джеральд Форд сам задумывал назвать шаттл Enterprise. На фото актёры из сериала на фоне челнока.
Напомним, в связи с завершением полётов американских космических челноков в космос, функции по доставке грузов и людей на орбиту будут выполнять российские Союзы. Американцы уже выражают обеспокоенность по поводу начала «Era of Soyuz»: российские корабли им кажутся неудобными и устаревшими, непривычно слово «cosmonaut» вместо привычного «астронавт», пугает посадка в виде неуправляемого падения посадочного модуля.
Вот официальное заявление Роскосмоса по этому поводу: «Человечество отдает должное роли американских кораблей в освоении космоса. Но почему же комфортные и красивые «птички» уходят, а «старые российские корабли «Союз», как называют их иностранные СМИ, остаются? Ответ прост – надежность, не говоря уже о рентабельности. Определение «старые» не имеет ничего общего с действительностью. «Союзы» постоянно модернизируются».
Via: dvice.com