Space Shuttle — супервысокотехнологичный летательный аппарат, на создание которого работали лучшие умы американской науки. Два с половиной миллиона узлов и агрегатов, почти 500 км проводов. Три его двигателя мощнее двенадцати гидроэлектростанций, а давления в его газотурбинных установках достаточно, чтобы выбросить струю жидкого водорода на 60 км в атмосферу. Шаттл способен нести 11 тонн полезного груза, за свою историю он доставил на орбиту почти 600 человек.
![space_shuttle_002](../wp-content/uploads/2011/07/space_shuttle_002-530x352.jpg)
Двадцать первого июля космическая программа Space Shuttle завершилась с возвращением на мыс Канаверал шаттла «Атлантис» из последнего полёта. Мы уже писали о том, что теперь челноки будут выставлены в музеях США. Что интересного можно рассказать о Shuttle, который тридцать лет трудился на благо человечества?
Pathfinder — так назывался седьмой челнок, который никогда не летал в космос. Он был полноразмерно выполнен из стали и дерева и предназначался для испытаний в различных условиях вместо прототипа Enterprise, чтобы не повредить его. Сейчас этот макет располагается в космическом центре в городе Хантсвилл, штат Алабама.
![space_shuttle_01](../wp-content/uploads/2011/07/space_shuttle_01-530x349.jpg)
Shuttle стартует с космодрома во Флориде потому, что этот штат ближе всего к Экватору. Вращение Земли вокруг своей оси даёт возможность сэкономить топливо челнокам, как бы придавая дополнительное ускорение. Штат Калифорния не был выбран для этой цели потому, что челнок должен был взлетать в сторону востока и отделяемые двигатели могли упасть на голову мирным жителям (при старте из Флориды двигатели падали в океан).
![space_shuttle_02](../wp-content/uploads/2011/07/space_shuttle_02-530x352.jpg)
Беспилотный Shuttle-C так и не был построен, хотя серьезные намерения у NASA были. Отсутствие кабины экипажа позволило бы увеличить полезную нагрузку челнока. Boeing изготовил полноразмерный макет, Shuttle должен был использовать такие же двигатели, как и пилотируемый. Но идея не получила своё развития из-за недостатка финансирования в девяностых годах.
![space_shuttle_03](../wp-content/uploads/2011/07/space_shuttle_03-530x417.jpg)
В течение первых четырех запусков в Shuttle Columbia были установлены катапультируемые кресла, аналогичные креслам сверхзвукового самолёта-разведчика SR-71 Blackbird. Впоследствии от таких кресел отказались потому, что они были эффективны только во время взлёта и посадки, а четыре члена экипажа, которые сидели в центральной части кабины, вообще не смогли бы ими воспользоваться.
![space_shuttle_04](../wp-content/uploads/2011/07/space_shuttle_04-530x629.jpg)
Система спасения экипажа в шаттлах все-таки была установлена, но, по заявлениям NASA, вероятность того, что кто-то выживет при нештатной ситуации, была очень невелика.
![space_shuttle_05](../wp-content/uploads/2011/07/space_shuttle_05-530x385.jpg)
В случае отказа каких-либо важных систем при взлёте, у челнока была программа по аварийному возврату на космодром. Выполнить её можно было только через 123 секунды после старта, когда отбрасывались и сгорали в атмосфере стартовые двигатели. За пределами атмосферы Shuttle делал разворот в сторону посадочной полосы в Космическом центре Кеннеди, запускал основные двигатели и отбрасывал внешний топливный бак перед посадкой. Другой вариант был более безопасным, он предполагал продолжение полёта над Атлантикой в сторону Европы, где несколько посадочных полос всегда были наготове при запуске челноков из Флориды, США.
![space_shuttle_06](../wp-content/uploads/2011/07/space_shuttle_06-530x327.jpg)
В начале эксплуатации шаттлов внешние топливные баки покрывали краской в цвет корпуса челнока, чтобы предохранить их от солнечных лучей и чтобы они лучше выглядели. Однако позже от окраски отказались, сэкономив при этом около 300 кг веса, именно столько весил тонкий слой краски. Позже в результате удачных изменений в конструкции баков, удалось уменьшить их вес еще почти на 7 тонн.
![space_shuttle_07](../wp-content/uploads/2011/07/space_shuttle_07-530x446.jpg)
В каждом челноке были установлены четыре компьютера IBM AP-101S для вычисления параметров полёта и контроля систем, и пятый запасной. Каждый из них весил 30 кг, имел 1 Мб оперативной памяти, процессор 1,2 Ггц и блок питания мощностью 600 Вт. В процессе полёта все четыре компьютера одновременно производили вычисления, а затем сравнивали их между собой. Если один из них отказывал или его вычисления не совпадали с остальными, он автоматически отключался. Если отключались два или не совпадали их вычисления попарно, то случайным образом выбиралась доверенная пара и подавался сигнал о том, что пора возвращаться домой на ремонт. Если отказывали все четыре, отставался пятый, который имел совершенно другой набор программного обеспечения, разработанного абсолютно независимо от других четырёх. Эта система резервирования, к счастью, ни разу не понадобилась.
![space_shuttle_08](../wp-content/uploads/2011/07/space_shuttle_08-530x374.jpg)
НАСА приходилось всерьёз бороться с дятлами, которые представляли огромную опасность для внешних топливных баков челнока. Запуск STS-70 был отложен на несколько недель из-за того, что птицы из семейства «золотой шилоклювый дятел» сделали более двухсот отверстий в обшивке баков. Для отпугивания дятлов применялись специальные надувные шары, кроме того 24 часа в сутки 7 дней в неделю персонал стартового комплекса следил за тем, чтобы птицы не появились на площадке. Летучие мыши тоже иногда мешали полётам челноков.
![space_shuttle_09](../wp-content/uploads/2011/07/space_shuttle_09.jpg)
Endeavour был построен из запасных частей от других челноков. После катастрофы Challenger в 1983 году встал вопрос о строительстве нового шаттла. В 1987 году корпорация Rockwell International предложила построить два новых челнока по цене одного или доукомплектовать Enterprise до рабочего состояния. В итоге выбрали самый простой и дешёвый способ — использовать запасные части, которые остались после Challenger, Discovery и Atlantis.
![space_shuttle_10](../wp-content/uploads/2011/07/space_shuttle_10-530x311.jpg)
Советский Союз использовал лазерную установку Терра-3, расположенную в Казахстане, для того, чтобы вывести из строя оптические сенсоры шаттла Challenger. Лазер был построен для противодействия разведывательным спутникам и баллистическим ракетам. Советские военные опасались того, что шаттлы используются для слежения за территорией СССР. В октябре 1984 года установка сделала предупредительный выстрел лазером по пролетающему над ней Челленджеру, частично выведя из строя оптику и напугав экипаж. США выразили дипломатический протест. На фото изображение Терра-3.
![space_shuttle_11](../wp-content/uploads/2011/07/space_shuttle_11-530x378.jpg)
Шаттлу Enterprise сначала хотели дать название Constitution, но фанаты Star Trek написали коллективное обращение к президенту США с просьбой назвать челнок в честь звездолёта из сериала. Руководство NASA было категорически против, но президент Джеральд Форд сам задумывал назвать шаттл Enterprise. На фото актёры из сериала на фоне челнока.
![space_shuttle_12](../wp-content/uploads/2011/07/space_shuttle_12-530x400.jpg)
Напомним, в связи с завершением полётов американских космических челноков в космос, функции по доставке грузов и людей на орбиту будут выполнять российские Союзы. Американцы уже выражают обеспокоенность по поводу начала «Era of Soyuz»: российские корабли им кажутся неудобными и устаревшими, непривычно слово «cosmonaut» вместо привычного «астронавт», пугает посадка в виде неуправляемого падения посадочного модуля.
Вот официальное заявление Роскосмоса по этому поводу: «Человечество отдает должное роли американских кораблей в освоении космоса. Но почему же комфортные и красивые «птички» уходят, а «старые российские корабли «Союз», как называют их иностранные СМИ, остаются? Ответ прост – надежность, не говоря уже о рентабельности. Определение «старые» не имеет ничего общего с действительностью. «Союзы» постоянно модернизируются».
![soyuz_01](../wp-content/uploads/2011/07/soyuz_01-530x807.jpg)
![Soyuz](../wp-content/uploads/2011/07/soyuz_02-530x369.jpg)
Via: dvice.com